НОВОСТИ

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Россияне стали меньше доверять новостям на телевидении

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос и выяснил, каким источникам информации больше всего доверяют граждане России и какие виды СМИ чаще используют. Данные опубликованы на сайте центра.


Главные источником информации остается телевидение, но его популярность снижается: в 2015 году его предпочитали 62% россиян, а в 2017 — 52%. Радио и газеты предпочитают значительно меньше людей: всего порядка 3–4% от общего числа опрошенных.


В то же время растет популярность интернета: для поиска новостных материалов сеть используют 32% опрошенных. В 2015 году их число составляло 22%.


Россияне в большинстве случаев выбирают тот вид СМИ, которому больше доверяют. В настоящее время индекс доверия телевидению равняется 42 пунктам — в 2012 году он составлял 58 пунктов.

Почему в России во время кризиса продается все больше машин по цене квартир

В 2015 году Rolls-Royce установил рекорд по обороту в России за все время своего присутствия на местном рынке. Парк автомобилей марки Lamborghini пополнился в нашей стране на треть. Продажи Porsche перевалили за 5 тысяч машин в год. «Лента.ру» посмотрела, куда мчится рынок премиальных и люксовых автомобилей и к чему, по мнению экспертов и самих автопроизводителей, это приведет.

Предметы роскоши в кризис продаются не хуже, чем вещи первой необходимости. Их, конечно, приобретают не в таких количествах, как антикризисную гречневую крупу, но они и выполняют другие функции. Здесь материальная составляющая не так важна. Она уже граничит с духовными ценностями — и дорогие автомобили становятся не просто средством самовыражения, но и объектом инвестиций, и символом стабильности, и, если не первой, но все же необходимостью.

По данным аналитического агентства «Автостат», о «душе» больше всего заботятся жители Московского региона — там продается почти 80% новых автомобилей люксовых и премиальных брендов (против, например, 10% в Санкт-Петербурге). Согласно информации, приведенной Ассоциацией европейского бизнеса (АЕБ), рынок люксовых автомобилей в 2015 году вырос на 15% при общем спаде российского авторынка на 37,5%.
Представители люксовых автобрендов по пунктам объяснили, за счет чего им удается не просто выживать в кризис, а преуспевать.
Причины роста по Ричарду Леопольду, главе российского представительства Bentley:
1. Выпуск новых моделей «Мы показали положительный результат по сравнению с 2014 годом благодаря выводу новых моделей на рынок (в частности, SUV Bentley Bentayga — прим. „Ленты.ру“) и разным мерам по поддержке лояльности клиентов. Первые Bentayga, официально выходящие на рынок в марте 2016 года, были проданы еще до того, как модель появились в эскизах. Сейчас спрос превышает предложение».
2. Индивидуальный подход «Лояльность и приверженность к лучшему продукту и высочайшим стандартам — важное подспорье в трудные времена. Также наши официальные представители розничной сети очень гибки в формировании индивидуального финансового предложения, мы предлагаем различные варианты trade in, лизинга, рассрочки».
3. Демонстрация выгоды «Покупка Bentley — это инвестиция. Прежде всего — в долголетие продукта, с точки зрения приверженности фамильному дизайну и техническому совершенству, передающемуся из поколения в поколение».
4. Амбициозные планы «Россия остается одним из ключевым развивающихся рынков для Bentley. Благодаря модели Bentayga, которая идеально подходит для российских дорог, мы надеемся установить новый рекорд продаж Bentley в России. По сравнению с Европой, Россия — быстроразвивающаяся и молодая страна с точки зрения сегмента „люкс“ и формирования потребительского поведения, у нас очень разные клиенты, основной кластер +35».
Причины роста по Константину Сычеву, главе Lamborghini в России:

1. Выпуск новых моделей «Спрос зависит от предложения — связанного, в том числе, с запуском новых моделей. Возьмем, например, Huracán. В марте-апреле 2016 года в продажу поступит Huracán Spyder. Сейчас доступна под заказ заднеприводная версия (ее вес меньше, а цена несколько ниже, чем у полноприводного купе). Получается, Huracán представлен в трех ключевых модификациях: perfomance Huracán LP 610-4, lifestyle Huracan LP 610-4 Spyder и так называемый fun to drive — заднеприводный Huracan LP 580-2. Кстати, вся квота в 20 автомобилей Huracán на 2016 год уже распродана».
2. Экспансия на рынке «Бренд Lamborghini расширяет дилерскую сеть и начинает готовиться к предстоящему в ближайшие годы выводу на рынок SUV».
3. Полная независимость всех от всего «Покупательская способность наших клиентов не зависит напрямую от экономических условий. Кроме того, мы стараемся не повышать стоимость уже заказанных автомобилей. Решение об изменении цен будет принято ближе к концу I квартала 2016 года — исходя не из скачков курса, а из фактической ситуации».
Причины роста по Вагифу Бикулову, операционному директору люксового направления «Авилон АГ» (Rolls-Royce):
1. Инвестирование в бренд «Со стороны производителя значительные инвестиции направлены в сохранение цен на российском рынке в противовес изменениям валютных курсов (хотя цены так или иначе будут повышаться вслед за курсом). Благодаря такой политике сегодня в России с учетом налогов и таможенных платежей цена на автомобиль более привлекательна, чем на многих мировых рынках. Впервые автомобиль становится выгодным приобретением с инвестиционной точки зрения. Рост замедлится в случае более жесткой ориентации производителей на прибыльность, но это неминуемо приведет к потере доли рынка, а в люкс-сегменте особенно сложно восстановить свои позиции, это потребует несоизмеримо большие инвестиции в рекламу».
2. Продажа не машины, а истории «Rolls-Royce — это легендарный автомобиль с великой историей и репутацией. Его, безусловно, можно рассматривать как предмет инвестиций. Лимитированные серии всегда были выгодным вложением денег в среднесрочной перспективе. Посмотрите на динамику роста цен, например, на Rolls-Royce Drophead Waterspeed».

3. Развитие технологий и клиентоориентированность «Автомобильный рынок и его вершина — люкс-сегмент — это лакмусовая бумажка всех экономических процессов. Но технологические лидеры этой отрасли в кризис увеличивают свою долю. Это и станет для нас вновь главной задачей — увеличение рыночной доли за счет максимальной эффективности процессов и высочайшего качества обслуживания клиентов. Приоритет для нас всегда — желание клиента».
По данным АЕБ, в среднем в 2015 году покупки премиальных машин сократились на 23%. Динамика неутешительная, но не катастрофичная. Падение у ключевых игроков сегмента премиум не столь стремительное, чтобы задумываться об уходе, но чувствительное — чтобы предпринимать радикальные антикризисные меры.
«У тех, кто покупает премиальные и люксовые автомобили обычно больший запас прочности, чем у «бюджетников», поэтому продажи таких машин в кризис как минимум поначалу не снижаются. Но если кризис затягивается, резервы потребителей сокращаются, — говорит Игорь Моржаретто, партнер аналитического агентства «Автостат». — Думаю, что в этом году продажи люкса в России тоже упадут, хотя и не так, как в среднем по рынку».
Ряд экспертов считает, что одной из причин замедленного падения (а в некоторые случаях и роста) премиума может быть создание дорогими брендами более доступных моделей, по цене близких машинам в топовых комплектациях из более дешевого сегмента. Соответственно, многие покупатели выбирают автомобиль классом выше при той же цене, на которую они изначально рассчитывали, присматриваясь к машинам попроще.
«В 2015 году существенный рост показали две марки класса премиум (Lexus — на 18,1% и Porsche — на 58,9% — прим. «Ленты.ру»), остальные в разной степени ушли в минус. Боюсь, что в 2016 году исключений не будет», — прогнозирует Моржаретто, подчеркивая, что на положительные показатели влияет не что иное, как модные тенденции. «Сегодня в тренде Porsche, а несколько лет назад была, скажем, Volvo. В премиуме очень большую роль играет мода — в отличие от люксового сегмента (Rolls-Royce, Ferrari), где действуют другие критерии оценки и работают столетние традиции лидерства в классе», — отметил эксперт.
Очевидно и то, что владельцы премиальных автомобилей меняют свои машины чаще, чем обладатели средних и масс-маркет марок — как правило, не реже, чем раз в три года. Благодаря этому, а также увеличению корпоративных продаж, премиум-сегмент может удерживать позиции. Хотя прогнозы в целом неоднозначные.

«В 2016 году очень сильно сократятся госзакупки, да и на премиум-марках для личного пользования тоже экономить будут. Прогнозы разные — между плохими и очень плохими», — заключил Моржаретто.
Представители двух лидеров автомобильного премиум-сегмента на российском рынке настроены более оптимистично. И тому есть серьезные основания.
Причина успеха от Оксаны Хартонюк, директора по связям с общественностью и прессой Porsche Russland:
1. Четкая стратегия «Мы наблюдали за развитием кризиса еще с середины 2013 года. Сейчас ситуация непростая, но у Porsche хорошие результаты: по итогам 2015 года рост продаж новых автомобилей в России составил 12,4%, и впервые в истории была преодолена отметка в 5 тысяч проданных автомобилей (5290). Основной вклад в эти рекордные результаты внес обновленный Porsche Cayenne, а также модель Macan. Причем клиент ждет свой автомобиль не больше двух месяцев. Это значит, что мы продаем все, что получаем с завода. И следуем одному из основных принципов производства Porsche — всегда выпускаем на один автомобиль меньше, чем требуется на рынке».
«Мы считаем Россию стратегически важным рынком, на которой мы пришли надолго. Мы не зависим напрямую от скачков валютного курса и придерживаемся принятой «Стратегии-2018». Ее основные принципы — вывод на рынок новой продукции, быстрое развитие дилерской сети, активная работа в области маркетинга и развития бренда».
«Наступивший 2016 год несет много серьезных вызовов. Мы, предвидя это, с большой осторожностью разрабатываем план продаж, основываясь на глубоком и тщательном анализе рынка. Тем не менее мы надеемся продемонстрировать по итогам 2016 года стабильный рост. В соответствии со «Стратегией-2018» у нас есть все возможности для того, чтобы максимально смягчить последствия сложной экономической ситуации».

Причины успеха от Джона Томсона, управляющего директора по продажам и маркетингу Lexus:
1. Адаптация для российских клиентов «Во второй половине 2015 года мы запустили на российском рынке несколько новых моделей Lexus. В сентябре начались продажи нового бизнес-седана ES, впервые доступного российским клиентам с новым 2-литровым атмосферным двигателем. В октябре — нового LX, оснащенного 4,5-литровым дизельным двигателем мощностью 272 лошадиных силы. В декабре — четвертого поколения кроссовера RX, одна из версий которого получила новый 2-литровый турбированный двигатель (RX 200t) — для привлечения молодой аудитории.
2. Здравый подход к рынку „В текущих условиях рынка, когда все быстро меняется, мы не можем прогнозировать состояние автомобильного рынка России. Сейчас у нас нет решения по изменению цен после января 2016 года. Ситуация остается нестабильной и зависит от скачков курсов валют, а также от общего положения дел в российской экономике. Мы продолжим внимательно наблюдать за всеми изменениями и при необходимости примем соответствующие меры. Вся информация об актуальных ценах будет на официальном сайте“.

15 мифов о SEO


Большинство начинающих SEO-специалистов, начиная продвижение сайтов, задаются приведенными ниже вопросами, которые на самом деле являются не более чем мифами и заблуждениями:


SEO-миф №1: Чем больше исходящих ссылок,тем лучше сайт ранжируется. Исходящие ссылки на тематически близкие и не тематические сайты учитываются всеми поисковыми системами (ПС). Необходимо понимать что хорошо влияют исходящие ссылки на ресурсы с этой же, или схожими тематиками. Важно не переборщить с ссылками, иначе ваш сайт в глазах пс превратится в “линкопомойку”.


SEO-миф №2: Не нужно обновлять сайт, чтобы удерживать свои позиции в Выдаче. При регулярном обновлении структуры и контента вашего сайта (например, замена устаревшего материала на новый, исправление битых ссылок, оптимизация кода и т.д.) поисковые роботы будут чаще посещать ваш сайт. Для того чтобы ваш сайт удерживал позиции в выдаче, регулярно обновляйте его. Как показывает опыт, сайты, которые редко обновляются, теряют свои позиции в выдаче, не выдерживая конкуренции с часто обновляемыми ресурсами.


SEO-миф №3: Все, что нужно для продвижения — это ссылки. ссылки Ссылки всегда положительно влияли на продвижение сайтов. Но в последнее время из-за активного распространения ссылочного спама ситуация начала меняться. Более того, малоэффективной стала не только покупка ссылок, но и применение стратегий линкбилдинга. Владелец ресурса не может быть на 100% уверенным в том, что ссылка, ведущая на страницу, является качественной и не повредит ресурсу. Не стоит гнаться за ссылками – это лишь небольшая часть большой картины, на основании которой у пс складывается мнение о вашем ресурсе. Безусловно, большое количество релевантных ссылок ссылающихся на ваш ресурс способствует ранжированию, но это должны быть естественные ссылки.


SEO-миф №4: Мы создаем отличный контент и наш сайт обязан быть в ТОПе выдачи. inbound, грамматика «Возможно, вы и создаете уникальный контент, однако только вашего мнения здесь не достаточно», — отмечает Форрестер. Качественным поисковые системы признают лишь тот контент, который наиболее востребован среди пользователей. Нужно понимать, что контент сайта должен отвечать стандартам качества. Так, например, при написании уникальных текстов не нужно игнорировать правила грамматики и SEO-оптимизации, а также необходимо учитывать временные интервалы выпуска контента. А читателям, которые решили продвигать свой сайт генерацией качественного контента, настоятельно рекомендую прочитать серию замечательных постов об INBOUND-маркетинге.

SEO-миф №5: Добавление видео способствует продвижению сайта. Факт: посетители сайтов охотно потребляют видеоконтент. Однако при выборе этой стратегии важно понимать – добавление на страницу видео может существенно увеличить длительность её загрузки. Как результат – неудовлетворённость пользователей и снижение позиций сайта в выдаче. Размещая видео на странице, следует учитывать, что алгоритмы пс не смогут распознать его содержание, поэтому важно использовать на странице с роликом текстовые описания с изображениями.


SEO-миф №6: PR и TИц – одни из самых важных показателей для SEO. PR и ТИц – это действительно хорошие показатели, но на данный момент, увы, мало на что влияющие. В свое время эти показатели были эдаким мерилом качества страницы в глазах ПС, отвечающим за определение популярности страницы по конкретному запросу и помогающим системе показывать пользователю наиболее релевантную выдачу. На сегодняшний день это уже не актуально, и вот почему: Обновлений PR больше нет и не будет, а ТИц мало на что влияет напрямую. PR, как и ТИц, больше не является показателем, влияющим на ранжирование сайтов в поисковой выдаче. Вместе с тем нужно знать – эти показатели остаются актуальными при выборе площадок-доноров для размещения ссылок.


SEO-миф №7: SEO достаточно настроить один раз. сделал seo-гуляй смело Допустим, однажды вы отлично оптимизировали свой ресурс, и сайт попал на желаемые позиции в выдаче. Но потом вы замечаете, что он начинает их терять. Почему? Вот несколько возможных причин: — деградация ссылочной массы; — отсутствие нового контента на сайте; — обновление алгоритмов пс; — конкуренты сделали более качественный сайт, и лучше поработали над его продвижением; — устаревание текущего контента; — накопление ошибок в работе сайта; — сбои в работе сервера.


SEO-миф №8: Необходимо добавлять каждую страницу в индекс поисковых систем через AddURL. Это не ускорит индексацию и никак не повлияет на ранжирование. Если вы хотите сократить время индексации, усовершенствуйте структуру внутренних ссылок, используйте XML и HTML карты сайта и старайтесь обмениваться ссылками с более авторитетными ресурсами. А еще лучше “вырастите” хороший аккаунт в Twitter.


SEO-миф №9: Мета-тег Keywords влияет на ранжирование. Данный мета-тег использовался ПС еще в те времена, когда динозавры бродили по Земле серверам ПС недоставало производительности для анализа страниц целиком. С тех пор ПС сильно эволюционировали. Кроме того, эти мета-теги перестали использовать по причине того, что зачастую недобросовестные продвиженцы добавляли в содержимое этого мета-тега описания, не соответствующие действительности. Google, например, открыто заявлял о том, что этот тег вообще не влияет на ранжирование и нет никакого смысла использовать его. Несмотря на это, проводя аналитику сайтов, мы очень часто сталкиваемся даже с переоптимизироваyным мета-тегом keuwords. На мой взгляд, в данный момент это больше правило хорошего тона, нежели важный параметр, влияющий на ранжирование.


SEO-миф №10: Nofollow-ссылки оказывают влияние на распределение ссылочного веса. В прошлом можно было использовать этот атрибут, чтобы управлять распределением ссылочного веса и тем самым влиять на продвижение сайтов. На данный момент в результате обновления алгоритмов пс вес таких ссылок не учитывается. А по некоторым данным даже наоборот — страница с таким тегом теряет часть своего веса.


SEO-миф №11: Мета-теги title и description обязательно присутствуют в сниппете. Многие верят, что содержимое тегов title и descriptions обязательно окажется в сниппете в результатах поисковой выдачи. Это не всегда так. Содержимое тегов часто заменяется фрагментами текста страницы (обычно это первый абзац текста страницы с вхождением ключевого слова), более соответствующими запросам пользователя. В некоторых случаях ПС используют текст из внешних источников, например, из анкорного текста ссылок.


SEO-миф №12: Сайт можно оптимизировать только для Яндекс. основные поисковые системы Несмотря на то, что Яндекс является лидером российского рынка поиска, не стоит забывать о Bing и Google. Методы SEO-оптимизации рассчитаны на повышение трафика из всех поисковых систем и разработку сайтов, дружественных как посетителям, так и поисковым системам. Есть методы оптимизации, которые лучше работают для Яндекс, но хорошая SEO-кампания должна учитывать интересы всех основных поисковых систем.


SEO-миф №13: Мой сайт в ТОПе и все проблемы решены! Для коммерческих ресурсов наличие сайта в ТОПе не означает обязательное наличие продаж. Довольно часто для увеличения конверсии нужно сделать очень много: поработать над юзабилити, создать посадочные страницы, оригинально представить товар и многое-многое другое. Более того, конкуренты не спят, и для того чтобы оставаться в ТОПах выдачи, нужно вести ежедневную работу по улучшению и наполнению ресурса оригинальным и востребованным контентом. Нельзя останавливать продвижение сайта достигнув результатов.


SEO-миф №14: Регистрация сайта в каталогах приносит большую пользу для сайта. Нет абсолютно никакой разницы в каких каталогах вы будете регистрировать свой ресурс: “белые”, “серые”, “закрытые”, “платные”, “бесплатные”— размещение во всех этих каталогах не приносит никакой пользы для сайта. Польза от данных манипуляций имелась в далеких в 2006-2008 годах. Сейчас, увы, балом правят другие технологии. Есть два каталога, в которых я бы приветствовал размещение сайта — это Yaca и Dmoz. Пребывание в них свидетельствует о достаточно высоком качестве ресурса. К таким сайтам ПС относятся более лояльно. Другими словами у них выше уровень trust-а.


SEO-миф №15: Ссылки уже не важны. Ссылки с вашего сайта на другие (релевантные) сайты и сайты в пределах одной тематики будут влиять на репутацию вашего сайта в глазах ПС. Эффективная кампания по поисковому маркетингу должна содержать в себе и программу для создания ссылок. При этом, важно понимать разницу между покупной и естественной ссылкой, ведь естественные ссылки являются наиболее ценными. Надеюсь, данный пост оказался вам полезен, развенчал некоторые мифы, сделал понятнее некоторые аспекты современного SEO, и поможет вам в продвижении сайтов.

Аудитория Рунета постарела на 5 лет

Согласно результатам исследования РосИндекс, средний возраст пользователей интернета за последние 10 лет увеличился на 5 лет. Достаточно заметное «взросление» аудитории стало активно проявляться в последние три года. За прошедшие 10 лет онлайн-аудитория Рунета увеличилась на 58% и по итогам 2014 года составила 68% среди россиян старше 10 лет, живущих в городах с населением от 100 тыс. человек и более.

Наибольший прирост наблюдается среди подростков и молодежи до 20 лет. По-прежнему медленно растет количество пользователей, чей возраст превышает 55 лет. Но стоит отметить, что каждый третий из этой группы пользуется интернетом хотя бы раз в три месяца. Ранее пользователей интернета интересовал в основном поиск рефератов или информации для учебы, а также развлечения. Теперь интересы аудитории Рунета изменились, и она ориентируется в основном на новости политики, погоды, медицины. Но развлечения по-прежнему сохраняют свои позиции.



#ЯндексWordstat #ключевыеслова #Вебмастер #продвижение #соцсети #маркетинг #оптимизациясайта #продвижениесайта #яндексдирект #контекстнаяреклама #смм #smm #новостисео #новостиseo #раскруткасайта #продвинутьсайт

Исследование GfK: Индекс потребительских настроений в России упал до рекордно низкого за последние пять лет уровня

В марте 2015 года Индекс потребительских настроений в России снизился сразу на 21 пункт до рекордно низкого за последние пять лет уровня - 74 пункта. Ниже показатели были только в кризис 2009 года. Тогда в марте 2009 года, Индекс составил 68 пунктов.


"Кризис, который мы переживаем сейчас, представляется более разносторонним и глубоким для потребительского рынка России, чем это было в 2008-2009 годах, хотя российский потребитель вошел в него с большим запасом прочности с точки зрения своего благосостояния, а российская экономика в 2014 году, когда начался кризис, по большинству макроэкономических показателей, была в лучшем состоянии, чем в 2008 году", - комментирует результаты исследования Александр Демидов, генеральный директор GfK в России.


Ожидание медленного восстановления

Чем нынешний кризис отличается на кризиса 2008-2009 годов? Исследование GfK показало, что если в прошлый кризис большинство населения считало, что он продлится 1-2 года, то сегодня большинство ожидает, что кризис продлится 3-4 года. Характерно также, что нынешний кризис отразился в первую очередь на наиболее «продвинутых» и ранее благополучных группах потребителей.


Так, кризис сегодня сильнее ударил по настроениям столичных жителей. В марте 2015 года уровень потребительских настроений с среднем по России был заметно выше, чем аналогичный показатель среди жителей Москвы, где снижение Индекса составило небывалые 45 пунктов. При этом москвичи в 2015 году настроены значительно пессимистичнее, чем это было в кризис 2008-2009 годов. В такой ситуации можно ожидать, что восстановление потребительского рынка в России будет происходить медленнее, чем это было в предыдущий кризис, - в том числе и из-за "плохих" настроений в столичном регионе, на который приходится значимая доля потребления по целому ряду товарных групп.


Down-trading и рационализация потребления надолго

Кроме этого, следует отметить, что в последние годы потребительский рынок в России рос как за счет увеличения объемов потребления, так и за счет перехода на более дорогие товары (up-trading). Сейчас объемы продаж падают, и up-trading превратился в down-trading, а в качестве факторов роста объемов рынка (в денежном выражении) осталось только повышение цен.


Инфляция на потребительским рынке выросла с 6,5% в 2013 году до 11,4% в 2014 году, а в 2015 году может достичь по некоторым прогнозам до 16% в отдельные периоды (для сравнения в 2008-2009 годах кризис сопровождался снижением инфляции с 13,3% до 8,8%).


Одной из основных тенденций потребительского рынка в кризис 2008-2009 годов был "отложенный спрос", который помог восстановлению рынка уже в 2010 году. Сейчас тенденция другая: после периода ажиотажных покупок в конце 2014 года - когда люди стремились сохранить рублевые сбережения в условиях девальвации, переведя их в товары - можно ожидать, что рационализация потребления закрепится надолго. Этот процесс может выразиться в переходе потребителей на более дешевые товары (down-trading), снижении доли спонтанных покупок, поиске "лучших сделок", откладывании на дальнюю перспективу покупок товаров длительного спроса и перехода на технологические новинки.


Как кризис повлияет на потребителя и рынок?

Кризис 2015 года сделает российского потребителя еще более рациональным и сосредоточенным на поиске лучших предложений, чем ранее. Широта ассортимента и возможность купить все нужные товары в одном месте, как факторы выбора места покупки, уступят желанию потребителя найти лучшую цену.


Кроме этого, с распространением мобильного интернета потребитель будет готов сравнивать цены не только при покупках в онлайне, но при покупках в традиционных магазинах - даже на товары повседневного спроса. В связи с этим среди трендов рынка следует ожидать роста внимания россиян к интернет и мобильным платформам, скомбинированным с геолокационными сервисами и предлагающим возможность сравнить цены в режиме реального времени на любые товары на выбранной географии.


В свою очередь, традиционным и онлайн ритейлерам потребуется внимательно мониторить цены рынка в режиме онлайн, чтобы оставаться конкурентоспособными.


www.GfK.com/ru/

Как российские банки переживут кризис

Сочетание неблагоприятной внешнеэкономической ситуации, жесткой денежно-кредитной политики и накопленных проблем в банковском секторе предопределяет кредитное сжатие и декапитализацию банковского сектора в наступившем году.

Высока вероятность дальнейшей долларизации счетов населения и предприятий, что будет создавать хронически неустойчивую ситуацию на валютном рынке.

При этом есть шанс, что, если не позже первого квартала ЦБ отменит введенные им «запретительные» ставки, реагируя на негативную ситуацию в экономике, и если в случае дальнейшего падения цен на нефть курс рубля будет сдавать свои позиции более упорядоченно, чем это было в декабре, то уже в 2016-2017 годах может начаться восстановление объемов кредитования, нормализация притока средств населения в банковскую систему, а также интенсивная дедолларизация счетов и депозитов.

В 2015 году темпы прироста кредитного портфеля банков, скорее всего, будут слабо отрицательными (в 2014-м, по оценке, портфель увеличился на 14%). При этом корпоративное кредитование по итогам годам может выйти в слабый плюс, в то время как розничный кредитный портфель, скорее всего, просядет на 7-10%. Остановка роста кредитования будет вызвана, с одной стороны, сжатием спроса на новые кредиты вследствие запретительно высокого уровня ставок, а с другой стороны — сокращением предложения кредита из-за снижения финансовой устойчивости заемщиков и переоценки банками перспектив получения заемщиками доходов. В первую очередь сокращение кредитования в 2015 году коснется рынка долгосрочных потребительских ссуд: по портфелю ипотечных кредитов сокращение ожидается около 1-3%, а по портфелю автокредитов — 8-10%. Динамика объема выдачи автокредитов в целом будет соответствовать поведению портфеля, то время как падение объема выдаваемых ипотечных кредитов может составить 15-18%.

Вместе с падением объемов кредитования в 2015 году вероятно значительное ухудшение качества этого портфеля.

С учетом текущего уровня проблемных и безнадежных ссуд (4-я и 5-я категория качества по методологии ЦБ), приближающегося к 7%, его рост ожидается до 10-15% в зависимости от жесткости сценария, что в абсолютном выражении выше, чем во время кризиса 2008-2009 годов. Однако столь высокая доля просрочки в отчетностях банковского сектора, скорее всего, показана не будет. Как и в 2008-2009 годах, Банк России при оценке качества ссуд разрешил банкам в ряде случаев закрывать глаза на ухудшение финансового положения заемщиков и фактическую реструктуризацию ссуд.

Ухудшение качества кредитного портфеля и обесценение портфеля ценных бумаг вызовут проблему декапитализации банковской системы.

Уже сейчас дефицит банковского капитала может составлять не менее 2% ВВП, что соответствует критериям системного банковского кризиса.

Ситуация может оказаться еще хуже, если принять во внимание маскируемое банками активное кредитование связанных с ними заемщиков, готовность которых в трудной ситуации обслуживать свой долг может оказаться под вопросом (достаточно вспомнить опыт Банка Москвы и Межпромбанка). Так, еще до стресса декабря 2014 года наблюдалась подозрительная картина: немалая часть банков демонстрировала быстрое снижение показателя достаточности капитала до минимально разрешенных регулятором уровней, а затем наступала стабилизация показателя за счет улучшения качества кредитного портфеля и подозрительного снижения резервов. У собственников банков с фактически отрицательным капиталом может оказаться мало стимулов бороться за сохранение своего бизнеса. В такой ситуации государство может встать перед нелегким выбором: либо средствами налогоплательщиков закрывать дыры, образовавшиеся в результате халатности или злонамеренного вывода средств прежними собственниками, либо не помогать таким банкам и столкнуться с системными эффектами («эффектом домино»).

В течение 2015 года, до тех пор пока не стабилизируется валютный рынок, над банкам будет висеть угроза повторения набега вкладчиков, как это было в первом и третьем кварталах, а также в декабре 2014 года. Дополнительную силу таким набегам может придать процесс декапитализации банков. Первоочередной задачей для банков, все-таки желающих выжить, станет накопление подушки ликвидности, состоящей из неработающих средств, размещенных на корреспондентских счетах и на депозитах в Банке России, а также на корсчетах в надежных зарубежных банках. Кроме того, банки, бизнес которых их собственники решат сохранить, будут готовы идти на прямые убытки, тратя ради накопления запаса ликвидности значительные средства на выплату процентов вкладчикам. При этом, несмотря на высокие ставки по депозитам, рассчитывать на быструю — уже в первом полугодии 2015 года — активизацию сберегательных мотиваций населения не стоит. Этот эффект скорее скажется во втором полугодии, когда придет понимание того, где находится справедливый уровень курса рубля, и прекратится ожидаемая коррекция реальных доходов населения. В банки, которые сохранят платежеспособность, также может увеличиться приток коротких средств от тех предприятий-экспортеров, которые, получая все бонусы от слабого рубля, при этом не очень обременены выплатами по зарубежному долгу. Такие короткие средства в целом плохо подходят для кредитования, однако могут быть использованы в качестве источника фондирования покупок банками государственных ценных бумаг в случае выхода Минфина на рынок.

В случае продолжения снижения цены на нефть высока вероятность дальнейшего снижения курса рубля в 2015 году. Кроме того, решение любого из международных рейтинговых агентств о понижении суверенного рейтинга России до уровня ниже инвестиционного придаст ощутимое ускорение этому процессу. При таком раскладе в течение 2015 года вероятно продолжение процесса долларизации счетов и депозитов населения и предприятий.

Светлые перспективы за пределами 2015 года — достаточно быстрая нормализация кредитного рынка и банковской системы в целом – определяются, во-первых, ожидаемым существенным улучшением сальдо торгового баланса вследствие нынешнего ослабления рубля. Даже в случае сохранения низких цен на нефть в последующие годы ожидается масштабное превышение поступающей валютной выручки от экспорта над потребностью в валюте. Это позволит рассчитывать на среднесрочный тренд к укреплению рубля, компенсирующее «перелет» курса 2014-2015 годов. Тенденция укрепления рубля в сочетании с посткризисной вялой динамикой потребительского спроса приведет к быстрому снижению уровня инфляции и выходу на намеченный Банком России четырехпроцентный ориентир к концу 2017 года. Это в свою очередь обусловит тенденцию к снижению процентных ставок по кредитам и росту доступности последних. Дополнительным фактором улучшения условий кредитования предприятий станет снижение конкуренции со стороны населения за кредитные ресурсы банков — ожидаемая коррекция рынка короткого потребительского кредита высвободит значительные ресурсы для расширения кредитования предприятий.


Сообщает Forbes.


Девальвация-2014: что происходит с рублем и когда это закончится?

Ослабление рубля началось гораздо раньше, чем многие думают – еще в 2011 году. И наша валюта была обречена на девальвацию в районе 10-15% в год. Однако теперь в действие вступили иные факторы. Что это значит для инвесторов и простых граждан?

Больше всего нынешняя ситуация на валютном рынке напоминает явление под названием «идеальный шторм». Это сочетание действия нескольких факторов в один момент времени. Каждый из них имеет свою логику и потенциал воздействия на российскую экономику, но ни один сам по себе не мог бы вызвать такую бурю. А вот их сочетание смогло.

Что было?

Первым и самым важным из этих факторов стало проедание нефтяной «подушки безопасности», что четко проявилось еще в 2013 году, и связанный с этим переход российского рубля в фазу перманентного ослабления.

Россия – страна, постоянно живущая при положительном сальдо текущих операций платежного баланса. В новейшей истории нашей страны были считанные месяцы, когда это сальдо становилось отрицательным, и каждый раз это приводило к ослаблению рубля. Уже во втором квартале 2013 года сальдо текущих операций российского платежного баланса практически обнулилось (График 1), вслед за чем началось быстрое падение курса рубля, на которое многие обратили внимание.

Но на самом деле ослабление рубля началось на два года раньше – с августа 2011 года. На графике 2 хорошо видна точка перегиба в динамике курса. Если бы после этого не возникли иные обстоятельства, влияющие на курсовую динамику рубля, то, по моей оценке, рубль бы был обречен девальвироваться со скоростью 10-15% в год. Такая девальвация позволяла бы сокращать спрос на импорт товаров и услуг и сохранять устойчивость платежного баланса. Альтернативой этому (сдерживающим фактором) могли стать либо устойчивый приток иностранных инвестиций, либо ва-лютные интервенции Банка России. Но жизнь распорядилась по-другому: с весны текущего года в действие вступили другие факторы.

Сначала российские власти провели «крымскую операцию», которая привела к резкому росту оттока капитала из страны, что неизбежно означает рост спроса на валюту. В результате вместо притока иностранного капитала платежный баланс ощутил отток капитала российского.

Политические события продолжили развиваться, Россия стала активным участником событий на Востоке Украины, и страны Запада ввели экономические санкции, в том числе запрет на привлечение средств на рынке капитала, в отношении российских государственных банков и компаний. Хотя под действие санкций попало ограниченное число банков и компаний, сегодня практически весь российский корпоративный сектор не может ни кредит привлечь на внешнем рынке, ни свои акции продать; а гасить долги (до конца следующего года – около $100 млрд) надо. Это стало резко увеличивать спрос на валюту: никому не хочется объявлять дефолт, а все понимают, что вряд ли в ближайшие месяцы политические отношения с Западом существенно улучшатся. То есть лучше запасаться долларами (евро) сегодня, чем покупать их по более высокой цене через полгода.

Что есть?

Но это было еще не все. С середины этого года достаточно быстро пошли вниз цены на нефть – за три месяца «черное золото» подешевело более чем на 20%. А российский рубль – это валюта, зависимая от нефтяных цен, в чем россияне могли неоднократно убедиться за последние тридцать лет. Нефть и нефтепродукты составляют половину российского экспорта (с газом, цены на который привязаны к нефтяным, – две трети). Снижение нефтяных цен началось в августе, но на поступлении экспортной выручки оно отразилось только в октябре - количество валюты на рынке стало заметно меньше, чем обычно. А вот спрос на нее (в силу сезонного фактора – закупка импортерами новогоднего ассортимента) не успел сократиться.

20% падение нефтяных цен с точки зрения платежного баланса означает потерю экспортных поступлений в объеме примерно $5 млрд в месяц. Если добавить к этому спрос корпоративного сектора на валюту для погашения внешнего долга (порядка $7 млрд в месяц), то станет понятно, что к октябрю сложились все объективные условия для очередной волны падения курса рубля.

К чисто экономическим факторам, однако, следует добавить еще и психологический момент, действие которого временами перевешивает любые экономические силы. Он связан с общей неопределенностью перспектив экономического развития в условиях политического противостояния со странами Запада. Существенная часть общества и бизнеса либо перестала понимать, что будет в стране через месяц, через полгода, через год, либо решила переждать «смутные времена» в тихой гавани, в роли которой выступила иностранная валюта.

Сложившаяся ситуация явно создала серьезный дискомфорт для Центрального банка, действия которого в октябре сильно поспособствовали масштабному падению курса рубля. Не хочу сказать, что перед ним лежали простые решения, но то, что было сделано, хорошим решением назвать трудно.

В начале сентября ЦБ опубликовал проект «Основных направлений денежной политики», в которых заявил о намерении с 2015 года отказаться от валютных интервенций в поддержку курса рубля. О «полном отказе» от интервенций речи не было - Банк России прямо сказал, что будет выходить на рынок в случае угрозы финансовой стабильности, - но объяснено это не было, и участники рынка стали всерьез готовиться к новым реалиям.

А они наступили уже в октябре. Российские банкиры традиционно считают лучше и принимают решения быстрее, чем чиновники. И как только цены на нефть опустились ниже $100, они поняли, что пора запасаться валютой. Решение, вообще-то, рациональное, но дело в том, что своих свободных средств у банкиров немного. Население и предприятия по поводу доллара в то время не особенно нервничали и не спешили отказываться от рубля. В такой ситуации источник рублей для покупки валюты у банков оставался один – кредиты ЦБ, которые тот продолжал выдавать в неограниченном объеме. Но кроме этого, Банк России решил еще и выстроить желе-зобетонные сооружения для обороны курса рубля – пресловутое правило «$350 млн/5 копеек» создало банкирам идеальные условия для заработка.

Весь октябрь Банк России давал банкам рубли в кредит под 8% годовых, всего было выдано более 1,5 трлн рублей. И, естественно, все они пошли на покупку валюты – ведь одновременно с выдачей кредитов ЦБ продавал валюту, постепенно сдвигая курс рубля вниз. В результате за месяц бивалютная корзина подорожала на 15%, а это более 400% годовых. Найдите банкира, который готов отказаться от такого заработка! (Замечу в скобках, что аналогично Центральный банк вел себя в кризис 2008-2009 годов: потратил $200 млрд, а давление на рубль закончилось через два дня по-сле того, как ЦБ перестал выдавать кредиты банкам.)

Что дальше?

Конечно, я не знаю ответа на этот вопрос. Если бы знал, то жил бы припеваючи в известном городе. Поэтому остановлюсь лишь на нескольких важных моментах.

Во-первых, Центральный банк должен внятно сформулировать свои цели и отчетливо донести их до тех, кому это интересно. Пока такой ясности из уст Центробанка не слышно. Сначала он говорит, что переходит к плавающему курсу немедленно, не дожидаясь Нового года. А на следующий день, увидев, к чему это приводит, выпускает заявление о своей готовности «лечь костьми» на защиту курса рубля. Сила любого центрального банка в мире гораздо больше зависит от того доверия, которое вызывают его слова, нежели от тех миллиардов, которые он готов потратить. И доверие нельзя выстроить на молчании или наукообразных рассуждениях, которые к жизни имеют мало отношения.

Во-вторых, мне кажется, что в краткосрочной перспективе курс рубля явно сильно недооценен. Его падения на 30% с начала года вполне достаточно, чтобы остановить существенную часть импорта, в результате чего на рынке должно будет появиться достаточное количество «свободной» валюты. А это значит, что в этот момент курс рубля развернется в обратную сторону и может вырасти процентов на десять. То, что мы сейчас наблюдаем - это типичная паника, а она рано или поздно за-канчивается, и ситуация неизбежно разворачивается в обратную сторону. Поэтому всем желающим заработать на коротком горизонте я искренне рекомендую задуматься.

В-третьих, падение рубля может продолжиться и рубль вполне может потерять еще 10-20 процентов до конца года, если Центральный банк не пересмотрит свои подходы к кредитованию банков. Если дешевые (а 9,5% годовых - чрезвычайно низкая стоимость рублевых ресурсов в текущих условиях) рубли будут продолжать выливаться на рынок, то рубль не ждет ничего хорошего. А по каким каналам эти рубли пойдут в банковскую систему – через РЕПО, обеспеченные кредиты, кредиты на инвестиционные проекты, покупка облигаций ВЭБа – это абсолютно неважно. Все они неизбежно пойдут на покупку валюты.

И последнее. Если говорить о долгосрочной тенденции, то при российском уровне инфляции и при той экономической политике, которая сейчас проводится, рубль не сможет укрепляться в долгосрочной перспективе. Нельзя получить устойчивый платежный баланс без структурных изменений в экономике. А они, в свою очередь, невозможны без изменения взаимоотношений власти и бизнеса, без реформы судебно-правовой системы, без восстановления нормально функционирующей системы защиты прав собственности – всего того, что называется улучшение инвестиционного климата.

Сергей Алексашенко Старший научный сотрудник Центра развития НИУ ВШЭ

Автомобили дорожают вслед за ростом курса евро и доллара

Иностранные автопроизводители повышают цены на машины в России следом за снижением курса рубля к евро и доллару. Наибольшие шансы сдержать цены у производителей, которые собирают машины в России. А машины моделей 2015 года, скорее всего, можно будет купить уже только по новым ценам

Производители иностранных автомобилей пытаются компенсировать рост издержек из-за падения курса рубля и постепенно повышают цены. С начала года доллар подорожал на 36% (за октябрь — на 13%), евро — на 26% (в октябре — на 11%). Цены на автомобили тоже растут, хоть и не так резко. По итогам 9 месяцев 2014 года средневзвешенная цена на новый легковой автомобиль составила 990 тыс. руб., это на 9,2% выше того же показателя за прошлый год, сообщает агентство «Автостат».

Nissan повысил цены на свой модельный ряд на 2-3% еще в апреле, сказал РБК представитель компании: «Мы смотрим на изменение курса евро к рублю, когда объявляем цены на наши автомобили». Из-за продолжающегося падения курса рубля производитель вынужден будет еще повысить цены на автомобили, признает он, но когда и на сколько — не уточняет.

Ford Sollers поднял цены на автомобили в среднем на 5% в течение года, сказал РБК представитель марки: «Мы стараемся минимально перекладывать повышение издержек из-за девальвации на покупателя». Представитель Renault также сообщил, что компания внимательно следит «за развитием ситуации и ростом курса валют, и, несмотря на высокий уровень локализации производства, будет вынуждена в ближайшее время повысить цены», отказавшись раскрыть детали.

Представитель Mercedes, оказался от комментариев. Но в середине сентября компания сообщала, что с начала года цены на ее автомобили, уже представленные на рынке, выросли в среднем на 3,5%. «Мы работаем в рыночной экономике и будем адаптировать прайс-лист под требования рынка», — говорил тогда представитель компании.

Volvo подняла цены на 1–1,5% в середине этого года. Компания не учитывает в ценовой политике «краткосрочные изменения валютных курсов», — сказал РБК представитель марки, на изменение цены, скорее, влияют новый модельный ряд или начало нового календарного года. Сейчас по его словам, компания готовит прайс-лист на 2015 год, но насколько цены в нем изменятся по отношению к текущим, собеседник РБК не уточнил. Представитель GM обещал предоставить комментарий позднее. По итогам отчетности компании за 9 месяцев этого года финансовый директор GM Чак Стивенс в телефонной конференции для инвесторов сообщил, что дальнейшие результаты GM в России будут зависеть от курса рубля и способности компании «компенсировать его снижение за счет цен». Представители компаний Mazda и Toyota отказались от комментариев.

Вслед за падением курса рубля цены на иностранные автомобили в ближайшие месяцы неизбежно вырастут на 5-10%, а по отдельным брендам, производство которых не локализовано в России, рост может оказаться еще больше, прогнозирует директор практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PricewaterhouseCoopers Сергей Литвиненко. Сильнее всего подорожают автомобили нового 2015-го модельного года, говорит он.

Лидеры падения на российском авторынке в 1 полугодии 2014 г. Активнее следовать за динамикой укрепления валют по отношению к рублю производители не могут из-за резкого падения спроса на автомобили. За 9 месяцев 2014 года продажи легковых машин и LСV упали на 13% (до 1,779 млн единиц), сообщается в материалах Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). В сентябре падение составило 20,1% (до 197,23 тыс. автомобилей). Производство легковых автомобилей в России в январе-сентябре 2014 года сократилось по сравнению с тем же периодом 2013 года на 6,2% и составило 1,3 млн

«С одной стороны, мы ожидаем новостей о пересмотре цен в связи с продолжающимся падением рубля, — передала РБК через пресс-службу гендиректор дилерского холдинга „Рольф“ Татьяна Луковецкая. — С другой — автопроизводители сейчас будут сдерживать рост цен, чтобы окончательно не обрушить продажи». Первыми в ближайшее время подорожают импортные модели и те, что собираются методом крупноузловой сборки, они напрямую зависят от курса доллара и евро, прогнозирует она.

Лучше всех с задачей удерждать цены справятся производители с высокой долей локализации, добаляет Литвиненко. Тот же Nissan активно производит машины в России. По данным АЕБ, из 114,4 тыс. проданных за 9 месяцев машин этой марки, около четверти приходится на Almera, который собирается на АвтоВАЗе. Собственный завод компании в Санкт-Петербурге производит только дорогие Teana, X-Trail и Murano. В начале года директор завода Дмитрий Михайлов говорил, что уровень локализации на нем составляет 34%, а к 2016 году компания рассчитывает повысить его до 45%.


Сообщает РБК.

Рост авторынка возобновится

Больше половины российских семей (51%) обзавелись на сегодняшний день автомобилем, сообщает «АВТОСТАТ». Как прогнозируют эксперты, через десять лет их число вырастет еще на четверть.

Правда, догонять такие страны, как США, Японию, Францию и Италию, нам придется еще долго. Здесь 80%-ный барьер перешагнули еще в 2009 году. Более того, в 2011-м в США автомобилей не было только у 0,2% американских семей, а 82% семьи имели в гараже уже по два автомобиля — легковой и минивэн.

Согласно опросу, который эксперты аналитического агентства провели в сентябре этого года среди 26 тысяч респондентов, сейчас как минимум один автомобиль есть у 34% российских семьей, а 13,5% владеют двумя машинами. Позволить себе три автомобиля могут уже 3% семей, а 0,5% имеют автопарк как минимум из четырех машин.

Как говорят эксперты, несмотря на нынешнее глубокое падение авторынка, положительная динамика до 2025 года не только возможна, но и предрешена. Одним из факторов, который способен простимулировать продажи, является потребность россиян обновить свой автомобиль, а также купить для семьи вторую машину.

Сейчас парк легковых автомобилей в России превысил отметку в 40 миллионов, из них 38,4 миллиона машин зарегистрировано на физических лиц.

Опрос потребителей: в России к машине все еще относятся как к элементу статуса

"В России к машине все еще относятся как к элементу статуса — машину меняют, как телефон, при выходе новой модели. А вот европейцы воспринимают автомобиль менее эмоционально и решаются на покупку нового чаще всего после выхода из строя предыдущего. Эту закономерность продемонстрировали исследования российского аналитического агентства «Автостат» и европейской онлайн-площадки Mobile.de.

 

Всего в наступившем году купить новый автомобиль планируют 35% россиян, а в ближайшие три года — целых 80%. При этом в опросе участвовали владельцы относительно свежих автомобилей выпуска 2008-2013 года. 37% опрошенных намерены оформить покупку в кредит. 17% думают о приобретении подержанной машины. И 75% респондентов собираются при покупке новой машины продать старую.

 

Разница в подходе между европейскими и российскими автовладельцами очевидна. Так, в России 44% ответили, что покупают новую машину, если «предыдущий надоел/вышла новая модель». От пола этот порыв не зависит: 28,9% мужчин и 22,3% женщин. В Германии это важная причина всего для 8% потребителей, как и во Франции, в Великобритании — 7%, в Италии — 12%.

 

Главная причина покупки новой машины для жителей Старого Света — это выход из строя предыдущего: для 61% немцев, 54% итальянцев, 53% французов и 51% англичан. В России так ответили всего 25% респондентов.

 

Эмоции руководят россиянами, когда они получают новую работу или более высокую должность — 18% покупают новый автомобиль. В Европе эти цифры немного ниже — 7-14%. Чаще в Европе меняют машину в связи со «сменой семейного положения/рождением ребенка» - 25% во Франции, 19% в Италии, 15% в Германии и Великобритании. В России это важно для 8% потребителей, причем больше для женщин — 11% против 6,5% у мужчин"

  • 1
  • 2